Содержание настоящего блога, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на блог http://bibformat.blogspot.ru/ обязательна.


Для юных читателей работает детский блог «Любознайка»


Постоянные читатели

вторник, 10 августа 2010 г.

О работе с научно-познавательной литературой для младших школьников

Ярочкина Е.М., зав. библиотекой МОУ СОШ №1 г.Егорьевска


С огромным интересом учащиеся 4 классов приходят на библиотечные уроки, посвященные научно-познавательной литературе. Расскажу вам об одном из таких занятий.

В начале урока я веду беседу с учениками о том, что им нравится читать. Это, как правило, стихи, сказки, рассказы о природе и животных - все это художественная литература, т.е. та литература, в которой автор имеет право на вымысел. И начинаю показывать книги, например, из серии «Почемучкины книжки», в которых авторы отвечают на разные вопросы, не придумывая, а опираясь только на научные факты. Все это – научно познавательная литература, интересная, развивающая кругозор. Ребят очень заинтересовала книга из этой серии «Парашют», автор Г.Черненко, из которой они могут узнать, как еще в древности люди хотели научиться летать, как привязывали себе самодельные крылья, падали с огромной высоты и разбивались, носледующие смельчаки, вновь рискуя жизнью, создавали примитивные летательные аппараты, вновь разбивались, и так много столетий. Дети узнают из этой книги, когда и кем были построены первые самолеты и парашюты.Затем я показываю еще несколько книг из серии «Почемучкины книжки». Это и «Как построить небоскреб?» Б.Зубкова, и «Почему лед скользкий?» В.Лишевского, и «Кто без крыльев летает?» И.Акимушкина, и «Все любят пряники» С.Кайдаш и т.д. Детям очень понравились эти книги, они такие разные, но оказались такими интересными, в них всему непонятному находится объяснение. Далее я знакомлю детей с книгами серии «Что внутри?» В нашей школьной библиотеке имеются две книги английских авторов П.Лафферти «Что внутри разных механизмов?» и Д.Роу «Что внутри автомобилей?» Мальчики были просто в восторге от того, что они увидели на страницах этих книг. Это яркие красочные изображения холодильников, микроволновок, кухонных комбайнов, тостеров, пылесосов, стиральных машин, газонокосилок, компьютеров, телевизоров, радиоприемников, телефонов, часов, а также автомобилей разных лет производства, начиная с 1885 г. и до наших дней и т.п., но только это изображения того, что же внутри всех этих механизмов. И описание дается коротко, но очень понятно для детей. Мне очень нравится книга М.Курячей «Химия в картинках». Когда я листаю эту книгу детям и веду рассказ, дети смотрят и слушают просто с огромным вооду шевлением. Химию дети начнут изучать только в 8 классе, но и сейчас им хотелось бы узнать: почему кровь красная, а трава зеленая, а почему огонь горит? Про то, как алхимики хотели сделать золото сначала из меди, а затем из такого опасного металла, как ртуть; про то, как научились выплавлять сначала из меди, а затем из железа мечи и кинжалы, а позже инструменты и посуду; про то, как немецкий аптекарь Иоганн Глаубер в 17 веке построил стекловаренную печь и выдувал стекла да не простые, а цветные; про то, что даже А.С.Пушкин не видел ни разу в жизни спичек, они появились позже. А как и когда появились консервы? А почему соль соленая? А почему мыло мылится? И еще масса вопросов уже сейчас интересует детей. Автор книги говорит в конце: «Химия на все найдет ответ. Раскроет тайны не только при вычных нам вещей, но и далеких звезд». Далее мы говорим с детьми об энциклопедиях. Их тоже можно отнести не только к справочной литературе, но и также к научно-познавательной. Дети любят читать и рассматривать различные энциклопедии, их покупают им родители. В нашей школьной библиотеке есть прекрасные энциклопедии из серий «Все обо всем», «Что такое?Ктотакой?»,БРЭ и т.д. В конце нашего занятия я показываю научно-познавательные журналы, которые выписывает наша школа. В первую очередь это «Отчего и почему?» Здесь есть рубрика «100 вопросов и 100 ответов». В одном из номеров журнала мы находим ответы на такие вопросы: «Откуда домик у маленькой улитки?», «У какой рыбы не рыбьи повадки?», «Так ли носорог неповоротлив?» и т.д. Детям приятно узнавать и открывать новое для себя о живой природе. Журнал «Юный натуралист» - это журнал о природе для детей. Вместе с журналом можно совершить сотни интереснейших путешествий, прошагав, пролетев, проплыв тысячи удивительных километров. Вместе взбираться на Памир в поисках редкой и уникальной по красоте бабочки, можно провести потрясающий день в Замбии и пройти опасной тропой львов, можно вместе мчаться в Крым за ароматом подснежников навстречу весне, и многое другое. Есть еще один прекрасный журнал для любознательных – это «Юный эрудит». Просматривая несколько журналов, мы, не переставая удивляться, узнаем, например, что в Бразилии был град, две градины из которого были весом 50 и 200 кг, и самое главное, что это не единственный случай, такое явление бывает, но ученые до сих пор не находят объяснения этому. В разделе «Техника третьего тысячелетия» мы узнаем, что «общество, где роботы живут бок о бок с людьми, - это уже не фантастика, а лишь вопрос времени». Оказывается, что уже сегодня роботов можно встретить в домах людей, на производстве и на полях сражений. В разделе «Грандиозные проекты» мы увидели макет гигантского сооружения в токийской бухте – это мегапирамида, которая выше Эйфелевой башни в 6 раз, площадь основания ее составляет примерно 8 кв.км. Предполагается. что здесь может проживать миллион жителей. Узнать побольше нам советуют на сайте в Интернете. Все, что мы увидели и узнали, просто потрясает.В заключении я напоминаю детям, что все рассмотренные на занятии книги, энциклопедии и статьи журналов относятся к научно-познавательной литературе, вспоминаем, в чем ее отличие от художественной литературы. Еще приятно сознавать, что у детей пробуждается интерес к новым знаниям, приятно видеть, как у них загораются глаза, как появляется желание прочитать те книги и журналы, которые мы рассматривали на занятии. Таким образом может решаться основная задача работы библиотеки – это привитие интереса к чтению наших учеников.