Содержание настоящего блога, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на блог http://bibformat.blogspot.ru/ обязательна.


Для юных читателей работает детский блог «Любознайка»


Постоянные читатели

четверг, 28 апреля 2016 г.

Видеоконференция по использованию электронных учебников

Уважаемые коллеги,
21 апреля 2016 г. в рамках проекта «Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам», проводимого Министерством образования Московской области и Издательским домом «Первое сентября», состоялась видеоконференция «Интеграция электронных учебников и электронных приложений к ним в учебные программы. Проблематика использования электронных учебников».
Вёл видеоконференцию главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артём Симонович Соловейчик. Посмотрели её в прямом эфире свыше одной тысячи человек.
Ведущий
рассказал о проекте и отметил, что его основная цель — чтобы мы все вместе научились пользоваться электронными учебниками, могли скачивать их на устройства, чтобы эти устройства, наконец, появились, чтобы мы научились использовать на уроке все возможности, которые предоставляют электронные учебники.
Было бы неплохо, если бы мы, учителя, могли, опираясь на свой опыт использования электронных учебников, подсказать издательствам, что необходимо в ЭФУ изменить, перестроить, добавить, чтобы их использование было максимально эффективным.
Сейчас учителя Московской области могут выбирать учебники, чтобы потом раздавать их на устройства учеников, на сайте проекта ibook.1september.ru. Это и есть витрина электронной формы учебников, которые доступны в рамках проекта бесплатно ученикам и учителям Московской области за счет бюджета Московской области.
Впервые в стране для распространения учебников применен подход книговыдачи, когда не нужно заказывать учебники по наименованиям и количеству, как это обычно делается, а когда школе выдается определенный лимит (количество) экземпляров не привязанных к наименованиям лицензий (ЭФУ), а каждый учитель школы в рамках установленного лимита выбирает нужные учебники для дальнейшей передачи на устройства учеников.
Учебники разных издательств предоставляются сегодня на разных платформах. Они должны быть установлены на устройстве, в планшете, в компьютере, в ноутбуке пользователей. Наличие единой, общей для издательств платформы сняло бы целый ряд проблем, не отменяя возможности существования и функционирования отдельных платформ каждого издательства и оставляя выбор пользователям.
В видеоконференции говорилось и о содержании учебников и тех возможностях, перспективах, которые могли бы сделать их жизненно необходимыми.
По словам Артёма Соловейчика, пришло время переосмысления учебника. Нам требуется понять, что сегодня является сущностью нового, современного, в том числе и электронного учебника.
Знание целостно. Но для передачи целостного знания от учителя к ученику приходится разбивать его на маленькие дидактические единицы. Из-за этого у учеников не складывается или не всегда складывается понимание целого. Понятно, что нужно сделать так, чтобы, используя возможности новых технологий (электронный учебник), давать ученику представление целого в каждый момент времени работы с частью. Это повышает мотивацию и снимает скепсис, связанный с тем, что ученик не чувствует масштаб задачи. Кроме того, ученые, психологи понимают, что гораздо лучше наша память, наше восприятие, наше понимание, если мы знаем, какой частью целого является данный фрагмент, то есть, умеем соотнести целое с частным. Те, у кого есть видение целого, более точно могут работать со связями. Это и есть реальное воплощение ума: когда я могу целое и частное соединять самыми разными способами и видеть эту взаимосвязь. Когда мы в детях такое видение развиваем, мы получаем ребенка и знающего, и понимающего. Понимающий ребенок может сам восстановить какие-то вещи, даже если что-то не прочел или не запомнил.
Современный учебник — это такой учебник, который позволяет делать простую навигацию и представлять явления, мир в комплексе, в единстве, дает возможность полного, комплексного представления. Общая картина в сознании ученика не распадается на отдельные элементы; у него выстраивается целостная картина, целостная концепция. Этого можно и нужно добиваться при прохождении каждой новой темы. Опытные учителя умеют это делать, используют активно в своей практике. Они дают детям возможность широкого взгляда, широкого спектра. Ученик, который видит целое, гораздо легче постигает частное. Нам приходилось раньше идти от частного к целому и до поры до времени не показывать целого, потому что мы не могли его описать, мы не могли его показать детям, которые еще не освоили язык для описания целостного явления. Новые технологии — электронные учебники — имеют возможность так быстро перемещаться по всему полю знания, что практически без запинки могут показать и деталь, и то целое, частью которого деталь является. Возможность мгновенного перемещения от частного к общему и наоборот, возможно, главное сущностное методическое свойство новых технологий. И оно должно быть реализовано в электронных учебниках, которые мы делаем.
Уже даже появление в электронном учебнике обобщающих текстов (саммари) — это движение в эту сторону: сначала полное содержание в кратком изложении, а затем уже, когда сформировалась предварительная недетализированная картинка целого, узнавать частности, подробности, вдаваться в детали, смотреть, что значит тот или иной термин.
Внедрение и использование электронных учебников интересует многих педагогов. Желание и готовность работать с ЭФУ выразили многие учителя в вопросах, в чате. Во время видеоконференции поступило свыше 80 вопросов.
Вы можете ознакомиться с презентацией и видеозаписью видеоконференции.
Издательский дом «Первое сентября»
Электронные учебники
ibook.1september.rusupport@1september.ru

настроить перечень рассылок